УТВЕРЖДАЮ
Директор школы___________ Денисова Л.Н.
Учебный план
МОУ ООШ с.Степная Васильевка
на 2010 – 2011 учебный год
Согласовано
Начальник отдела образования / Боева Г.А. /
Гл. бухгалтер отдела образования /Яруллина Г.Н./
Специалист отдела образования /Точилкина И..А./
Пояснительная записка
к учебному плану основной школы села Степная Васильевка Мелекесского района Ульяновской области
(2010-2011 учебный год.)
Учебный план основной школы с. Степная Васильевка, разработанный на основе регионального базисного учебного плана, имеет ряд особенностей:
- Школьный учебный базисный план состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного.
В школьном базисном учебном плане села Степная Васильевка четко распределено соотношение часов на изучение предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, предметов регионального компонента и школьного компонента на каждой ступени общего образования.
Компоненты школьного базисного учебного плана
| Кол-во часов в неделю на ступени образования | |
Начальное общее образование | Основное общее образование | |
Региональный компонент | 3 | 14 |
Компонент образовательного учреждения | 6 | 11 |
2.Региональный компонент базисного учебного плана построен на принципах дифференциации и вариативности: исходя из материально-технического, кадрового обеспечения, образовательной программы.
Перечень учебных дисциплин регионального компонента базисного учебного плана для школы с. Степная Васильевка представлен в таблицах 1 и 2 . Таблица 1
Ступень образования | № п/п | Название учебного предмета | Кол-во часов со 2 по 4 кл. |
Начальное общее образование |
| Спецкурс «Речь и культура общения» | 3 |
Таблица 2
№ п/п | Основное общее образование | № п/п | Название учебного предмета | Кол-во часов со 5 по 9 кл. |
1. | Краеведение | 1. 2. | Историческое Географическое | 3 1 |
2. | Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ) | 1. 2.
| Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура
| 4 1
|
3 | Профессиональное самоопределение | 1 |
* ОЗОЖ как региональный компонент реализуется в 5-7 классах, в 8 классе - федеральный компонент ОБЖ, в 9 классе – региональный компонент ОБЖ.
- По каждому учебному предмету (модулю) разрабатывается региональный стандарт, в состав которого входят:
- обязательный минимум содержания учебных программ;
- требования к обеспечению образовательного процесса;
- требования к уровню подготовки выпускников начальной школы, основной школы по региональному компоненту содержания образования.
Учебно-методическим комплексам по предметам (модулям), включенным в региональный компонент, присваивается гриф Департамента образования «Допущено» или «Рекомендовано».
- В образовательном учреждении по учебному предмету, входящему в компонент образовательного учреждения, разрабатывается учебно-методический комплекс, в состав которого входят:
- Программа спецкурса (модуля) в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- развернутое тематическое планирование
- контролирующий комплекс.
Начальное общее образование
Школьный базисный учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения программ начального общего образования. В 2010-2011 учебном году по новому базисному плану образование получают учащиеся 1-4 классов. Продолжительность учебного года для 1 класса – 33 учебных недели, для учащихся 2-4 классов - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для первого класса – 35 минут, 2-4 классов – 45 минут.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса.
Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается с 1 по 4 классы по 2 часа в неделю. Данный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально - гуманитарной направленности, а так же элементы основ безопасности жизнедеятельности.
«Информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, вводится во 2 классе из школьного компонента, изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках предмета «Технология (Труд)».
В качестве регионального компонента со 2 по 4 классы ведется спецкурс « Речь и культура общения» (1 час в неделю)
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5.12.2002 г., регистрационный номер 3997, в 1 классе – 5 дневная учебная неделя.
Режим работы по шестидневной учебной неделе со 2 по 4 классы определен в соответствии с Уставом школы.
На компонент образовательного учреждения со 2 по 4 классы в региональном базисном учебном плане Ульяновской области отводятся 6 часов:
Из них:
- на изучение предмета «Математика» - 2 часа (2 класс – 1 час, 4 класс – 1 час) – в процессе обучения учащиеся овладевают системой математических знаний и умений, достаточных для продолжения образования в основной школе.
- на «Литературное чтение» - 3 часа (2 класс – 1 час, 3 класс – 1 час,
- 4 класс – 1 час) – на укрепление знаний федерального стандарта.
- На предмет «Информатика» - 1 час в 3 классе.
Основное общее образование.
Школьный базисный учебный план для основной школы с. Степная Васильевка разработан на основе регионального базисного учебного плана и имеет ряд особенностей. В федеральном компоненте учебного плана:
- учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 классы. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право».
- Учебный предмет «География» сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания(элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».
- Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».
В связи с уменьшением количества часов на изучение курсов «География», «Биология», «Искусство», «Технология» для организации изучения краеведческой направленности часы регионального компонента используются:
в 6 классе – 1 час в неделю на изучение учебного предмета «География» и 1 час на изучение учебного предмета «Биология»;
1 час учебного предмета «Технология» включен в региональный компонент в виде курса «Профессиональное самоопределение» в 9 классе.
- В рамках регионального курса «Основы здорового образа жизни» школа выбирает для изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - 4 часа
( 5 класс – 1 час; 6 класс – 1 час; 7 класс – 1 час; 9 класс – 1 час)
- в рамках учебного курса «История» изучается предмет «Историческое краеведение» - 3 часа в 7-9 классах (1 час в неделю), на укрепление знаний федерального стандарта учебного предмета «История» в 9 классе 1 час в неделю .Основные задачи курса: дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края; подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуру, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.
- в рамках учебного курса « География» изучается « Географическое краеведение» - 1 час в 8 классе; в целях расширения правовых знаний по курсу «Обществознание» выделен 1 час в 5 классе и 1 час в 7 классе на спецкурс «Подросток и закон».
Основные образовательно- воспитательные задачи региональной программы по литературе соответствуют аналогичным задачам федеральной программы. Вместе с тем особое значение приобретают задачи воспитания патриотизма, привития любви к родному краю, его культуре, устному народному творчеству, словесности.
№ | наименование курса | наименование предмета | класс | количество часов |
1 | «Основы здорового образа жизни» | «Основы безопасности жизнедеятельности» | 5 класс
6 класс
7 класс
9 класс | 1 час 1 час 1 час 1 час |
2 | «История» | «Историческое краеведение» |
7 класс 8 класс 9 класс |
1 час 1 час
1 час |
3 | « География» | « Географическое краеведение» | 8 класс | 1 час
|
4 | «География» |
| 6 класс | 1 час |
5 | «Биология» |
| 6 класс | 1 час |
6 | «История» |
| 9 класс | 1 час |
7 | «Профессиональное самоопределение» | «Основы профессионального самоопределения» | 9 класс | 1 час |
8 | «Обществознание» |
| 5 класс | 1 час |
9 | «Обществознание» | Спецкурс «Подросток и закон» | 7 класс | 1 час |
| итого: 14 часов |
. В 5 классе из школьного компонента добавляем 1 час курса «Основы религиозных культур и светской этики», который состоит из 6 модулей, и в 5 классе будет изучаться модуль «Основы православной культуры». Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить формирование уважительного отношения к разным духовным культурам и светским традициям, знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
Из отведенных часов школьного компонента в 6 - 9 классах добавляется 1 час по математике на укрепление знаний федерального стандарта и подготовке к сдаче ГИА. На преподавание курсов «Литература» и «Русский язык» добавляется по 1 часу в 5- 6 классах и 7-9 классах соответственно.
№ | наименование курса | наименование предмета | класс | количество часов |
1 | «Русский язык» | «Русский язык» | 7 класс 8 класс 9 класс | 1 час
1 час
1 час
|
2 | «Литература» | «Литература» | 5 класс 6 класс
| 1 час
1 час |
3 | «Математика» | «Математика» | 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | 1 час
1 час
1 час
1 час
1 час |
4 | «Основы религиозных культур и светской этики» | « Основы православной культуры» | 5 класс | 1 час |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого: 11 часов |
Учебный план составлен с учетом интересов учащихся, родителей, социальных условий проживания учащихся, а именно:
- Все учащиеся продолжают учебу в средних школах, техникумах, ПУ г.Димитровграда и Ульяновской области.
- Свое будущее выпускники связывают с городом, т.к. в селе нет работы, социальная сфера не отвечает современным требованиям.
Учебный план МОУ ООШ села Степная Васильевка обеспечивает выполнение государственных образовательных стандартов.